Крупнейший сайт о
напольных покрытиях

Технология изготовления туркменских натуральных ковров: история и национальное значение

1138 0

Ковровые покрытия занимают прочное место среди других вариантов оформления полов в домах и квартирах. Естественно, что выбор их огромен. Они отличаются рисунком, материалами и странами производства. Есть натуральные и искусственные ковры, например, сделанные из шерсти или вискозы. Однако особой популярностью пользуются туркменские изделия ручной работы. Они уже давно зарекомендовали себя как покрытия высочайшего класса.

Туркменский ковер

Фактически такие ковры изготавливаются не только в Туркмении. Они ткутся на территории Таджикистана, Узбекистана и других Азиатских стран. Это обусловлено тем, что история создания этих изделий уходит далеко в глубину веков. В те времена еще не было деления на государства, а существовали кочевые племена, которые и занимались ткацким искусством.

Таким образом, технология передавалась из поколения в поколение и сохранилась до наших времен. А самый старый ковер, сохранившийся на сегодняшний день, сделан в V веке до нашей эры. Вообще, для азиатских народов ковер – это символ мира и дома. У них даже существует древняя поговорка: там, где положишь на землю ковер, будет оазис. Таким образом, становится понятно, что этот народ олицетворяет эти изделия с процветанием.

Изначально ковры ткались кочевыми племенами. Оседлые жители тех мест не обладали подобными технологиями и могли плести только из шелка. Поскольку племена часто передвигались, то основным назначением изделий из шерсти было совсем не украшение жилища. Коврами утепляли шатры и использовали их для других бытовых нужд.

Для кочевников это был один из показателей достатка. Чем больше у семейства было ковров и чем лучшего они были качества, тем обеспеченнее считалась семья. И это не удивительно, ведь из-за ручной технологии изготовления одна работница могла сплести в среднем около 5 квадратных метров ковра за месяц. Таким образом, чтобы получить изделие, которым можно было бы укрыть полы в небольшой комнате, требовалось 2-3 месяца работы.

Пример изделия

Важно! В Туркмении есть национальный музей ковра – это говорит о том, что эти изделия воспринимаются как национальное достояние.

Национальный символ

Национальный музей ковра представляет собой один из главных культурных центров столицы Туркмении. Его площадь превышает 5 тысяч квадратных метров. На этой территории хранится более 3 тысяч экземпляров шерстяных изделий. Помимо выставки, ковры здесь подвергаются реставрации. А это трудоемкий процесс, так как основные работы делаются вручную.

Туркмения – единственная страна, где отмечается день ковра. Он проводится каждое последнее воскресенье мая. А флаг страны украшен специфическим орнаментом. Таким образом, для Туркмении ковер – это не просто шерстяное изделие, а полноценный национальный символ с многовековой историей.

Музей ковров

Материалы для производства

Основное сырье для туркменских ковров – овечья шерсть. Поскольку изделия плелись кочевниками, основным источником для шерсти были бараньи отары, которые племена перегоняли вместе с собой.

Вообще, среди азиатских племен очень ценилась овечья шерсть. Ей приписывались лечебные свойства, а, кроме того, она наделялась мистическими качествами. Но главное свойство бараньей шкуры – это ее теплота. Помимо этого, шерсть крепкая и долговечная. Поэтому любое изделие, естественно, при условии, что оно сделано качественно, служило не один десяток лет.

Овечья шерсть

История

Основное распространение по миру туркменские шерстяные ковры получили В XIX веке. В это время их начали вывозить в разные страны, поставлять на выставки и т. д.

Особую популярность эти изделия приобрели в Китае и США. Также их по достоинству оценили и в России, однако в нашей стране изделия из Туркмении пользовались спросом еще раньше.

Хоть есть письменные свидетельства о популярности ковров еще в Х веке, на самом деле эти изделия уже давно были востребованы среди жителей других стран. И если в Туркменистане они использовались сугубо для бытовых нужд, то за рубежом ими украшали жилища.

Часто эти изделия называют бухарскими. Дело в том, что основным местом продажи ковров была Бухара. Отсюда и такое название. Впрочем, делались и продавались ковры на территории разных стран. Все-таки изначально технология принадлежала кочевым племенам. Поэтому география происхождения этих шерстяных изделий может быть обширной.

Производство

Несмотря на обилие современных технологий и их повсеместное использование, туркменские изделия плетутся по старинным технологиям, то есть основные работы выполняются вручную.

Это во многом определяет стоимость изделий – средняя цена за квадратный метр шерстяного ковра составляет около 300 долларов США. Естественно, что есть экземпляры, которые стоят гораздо дороже. На конечную стоимость влияют:

  • размеры. Есть миниатюрные коврики, стоимость которых переваливает за 1000 долларов;
  • материалы изготовления;
  • рисунок. Полотно с обычным рисунком, естественно, будет стоить гораздо дешевле эксклюзивных изделий.

Вообще, в Национальном Музее Туркменистана хранится самый большой ковер, который занесен в книгу рекордов Гиннеса. Кроме того, в музее выставлены и другие необычные экземпляры, например, полотна, на которых изображены Юрий Гагарин и другие исторические личности.

Важно! При покупке туркменских ковров нужно проверять сертификат соответствия, так как есть большой риск попасться на подделку.

Процесс изготовления ковра

Материалы

Изначально для производства полотен использовалась овечья шерсть, так происходит и сегодня. Основные достоинства этого материала:

  • легко обрабатывается;
  • долговечен;
  • прочен;
  • изделия получаются очень теплыми.

Однако во время подготовки шерсти к плетению используется несколько добавок. И одна из них – это краситель. Вообще, изначально использовались только натуральные добавки – вплоть до XIX века просто не было другой альтернативы. Однако с развитием химической отрасли стали появляться искусственные красители, которые начали применяться при производстве туркменских ковров.

Изначально реагенты выделяли вредные вещества, что не могло не отразиться на общем качестве и популярности ковров. Естественно, что со временем ситуация изменилась. И на сегодняшний день хоть и применяются искусственные красители, но они уже безвредны для здоровья человека и не выделяют в атмосферу токсичные вещества.

Цвет и орнаменты

Несмотря на обилие разных видов туркменских шерстяных полотен, у них у всех преобладают красный цвет и его оттенки. У большинства изделий фон из бордовых нитей, поэтому этот цвет считается основным.

Вообще, для плетения могут использоваться какие угодно оттенки, особенно сегодня, когда окрасить шерсть в нужный цвет не составляет особого труда. Однако наиболее популярные тона:

  • черный – служит для обрамления орнамента и выступает цветом разных стихий;
  • синий;
  • оранжевый.

Также часто используется зеленый цвет – это символ плодородия и урожайности.

Бордовый фон

Что касается рисунка, то каждой провинции свойственен собственный стиль. Хотя на многих коврах туркмены «рисуют» свою историю, вернее, некоторые моменты из нее. Фактически орнамент полотен носит символический характер – на многих коврах можно разглядеть узоры, обозначающие степи и следы животных.

Кроме того, на многих рисунках отражаются религиозные течения и история разных народностей. Историки не скрывают, что старые полотна, помимо культурной ценности, имеют еще и научную. Ведь каждое племя использовало ковры для передачи того, как они видят окружающий мир. Также на этих шерстяных изделиях отражалась текущая картина мира. Ведь в каком-то смысле орнамент – это код, с помощью которого мастера слали послание другим людям.

Виды ковров

Изначально ковры делались разными пленами, которые были территориально удалены друг от друга. Естественно, что у разных мастеров технология производства отличалась. И для каждой народности есть характерные признаки, которые позволяют отличать их изделия.

Йомуд

Выделяют такие разновидности ковров:

  • Йомуд – для них характерно большое разнообразие цветов и стилистики узоров;
  • Текке – для этих ковров характерна одна общая деталь – рисунок разделен на четыре части;
  • Эрсари – у них нет ярко выраженной характерной особенности. Все орнаменты и рисунки заимствованы у других видов;
  • Салор: отличительная черта этих ковров – частое использование рисунков разных животных в орнаменте.

Все названия этих разновидностей носят имена племен, ткавших ковры. Конечно, есть и другие виды, однако в наше время используются именно эти стилистики.

Средняя оценка
оценок более 0
Поделиться ссылкой
Комментарии Коментариев пока нет, но вы могли бы быть первым...
Adblock
detector