По какому ГОСТу производят дорожные бетонные бордюрные камни 1000x300x150?
Бордюрный дорожный камень – важная функциональная и эстетическая деталь в конструкции дорог и тротуаров. Ровное аккуратное разделение разных территорий делает покрытие архитектурно завершенным. Кроме того, бортовой камень препятствует разрушению и вымыванию кромок дорожного или тротуарного покрытия, делает его прочным и долговечным.

К техническим качествам бордюрного бетонного камня предъявляют высокие требования в соответствии с ГОСТом № 6665 от 1991 г. В этом документе определены типы бордюрного камня и номер ГОСТа, в соответствии с которым они маркируются, технология изготовления, состав бетона, методы контроля качества произведенной продукции. Бордюрные блоки имеют общую маркировку в виде буквы «Б». Вторая буква указывает на его тип («БУ» — обозначает «прямой с уширением», «БР» — обозначает «прямой рядовой» и т.д.). Цифры, следующие за буквенным обозначением, указывают размер. Так, согласно ГОСТу, бетонное изделие БР 100-30-15 — это прямой рядовой бордюр, длина которого 100 см, высота – 30 см, а ширина – 15 см.
Технические характеристики
Бортовые дорожные бордюры БР 100-30-15 изготавливаются методом вибропрессования. Допускается использование технологии вибролитья, если она позволит добиться качества, соответствующего требованиям ГОСТа. Эти технологии позволяют качественно уплотнить материал и получить правильные геометрические пропорции изделия.
Важно! Все продольные и поперечные поверхности изделия должны быть взаимно перпендикулярными. Возможен уклон тыльной продольной стороны, наличие скруглений ребер или фасок.

Бордюрный дорожный камень БР 100-30-15, выполненный по ГОСТу и имеющий соответствующую маркировку, имеет такие свойства:
- Стойкость к истиранию, растрескиванию. Чтобы добиться длительного срока службы бордюра в условиях высоких нагрузок, для его изготовления используют бетон из мелкозернистого щебня. За счет этого материал хорошо уплотняется, становится монолитным и тяжелым (плотность изделия 2400 кг/м3). Используют бетон марки М300 (соответствует классу В22,5) или М400 (класс В30), в котором предусмотрено высокое процентное содержание цемента с уменьшенным количеством песка и щебня от общего веса.
- Длительный срок службы зависит и от способности влаги проникать в толщу материала. За счет того, что водопроницаемость бетона по ГОСТу соответствует марке нормальной водонепроницаемости W4, гарантированный срок службы изделия больше 25 лет.
- Большая морозостойкость бетона – соответствует классу F200.
- Допускается добавление в бетон красителей, и заказчик может оговорить это дополнительное условие с производителем.
- Вес одной бордюрной секции составляет около 100 кг, поэтому после монтажа он монолитно удерживается в земле.

Бордюрный камень 1000х300х150, изготовленный в соответствии с ГОСТом, маркируется с торцевой грани. На каждом десятом камне партии специальной несмываемой краской ставится обозначение типа бордюра и его габариты. Упаковываются в пакеты по 18 шт. Вес такого пакета – 2 тонны. Отпускается поштучно, общая цена рассчитывается из количества штук, умноженного на цену одной единицы.
Важно! Из-за большого веса изделий необходимо соразмерять количество отгружаемых в один автомобиль изделий с грузоподъемностью транспорта .
Укладка
Укладка дорожных бетонных бордюрных камней 1000-300-150 выполняется в соответствии с технической картой, разработанной профильным министерством. Работы включают в себя подготовку в грунте траншеи, обустройство песчаной подсыпки, установку секции, заполнение пазух между бордюром и стенками траншеи грунтом с тыльной стороны и цементом (асфальтом) со стороны дорожки, цементирование торцевых стыков. Из-за большого веса секций для точного позиционирования используют подъемники.
Секции устанавливают так, чтобы они были заглублены в грунт ровно наполовину.