Разновидности персидских ковров, их отличительные особенности
Персидские ковровые изделия ручной работы можно сравнить только с полотном художника, который творит произведение искусства, вкладывая в него целую историю. Это не просто утилитарный предмет – это картина. В мире не отыскать идентичных коров. Поскольку каждый из них индивидуален, передает мысли и впечатления своего творца в реальность. Ткать такое полотно можно целые века. Это месяц, или год. Благодаря долговечности и износостойкости ковры передаются в наследство, как семейная реликвия.
Традиционно такая продукция ручной работы создается из шерстяных или шелковых нитей. Хотя сегодня это могут быть вискозные, джутовые и даже сизалевые изделия.
Разновидности и отличительные особенности иранских ковров
Иран с давних пор отличался мастерами по ковроделию, что создавали неповторимые полотна.
В процессе производства изделий ручной работы использовали исключительно шерстяные, хлопковые и шелковые нити, окрас которых выполнялся только красителями на натуральной основе. Даже сегодня есть иранские семьи, что из поколения в поколение передают секреты создания долговечных и износостойких ковров только потомкам. Но есть и заводы, на которых в промышленных размерах выпускается ковровая продукция. Но сравнивать эти вещи нельзя.
Ковроделие ручной работы предполагает использование одинарного иранского узлового соединения, только в этом случае можно достичь желаемой плотности.
Касательно дизайна и художественного декора, то в данном случае характерно преобладание растительного орнамента, вензеля или же животных мотивов. Тогда как по цветовому воплощению присущи теплые оттенки и контрастность.
Если вы пожелаете приобрести в Иране изделия ручной работы, то вам стоит побывать в Габе, Тебризе, Исфахане, Куме и Наине. И для каждой местности характерны свои «почерка». Но в любом случае вы поймете, что в руках – произведение ручной работы.
Региональные отличия иранских ковров
В зависимости от того, где создавались ковры, они отличаются «почерками». И знатоки такого рукоделия скажут, в каком регионе мастер соткал полотно.
- Тебриз характеризуется наличием красного, кремового или синего фона. На них изображаются художественные линии исторических произведений, дворцы и мечети, сражения или же соколиная охота. А по углам и по центру самого полотна — медальоны.
- Исфахан отличается насыщенным красным или синим фоном. Поражают четкие линии и растительный орнамент. Ковроделие сегодня в стиле исхаран — это копии работ мастеров Золотого века, что так прославились на Ближнем Востоке.
- Иранские ковры из Кума — это нежный бежевый, кремовый или светло-зеленый фон, на котором в несколько квадратов разбиты растительные орнаменты. Это популярные шелковые полотна, которые по стоимости выше, нежели шерстяные. Это изделие блестит, переливаясь на солнечных лучах, как хамелеон.
- Наин — классика жанра, где на светлом фоне расположены веточки и вьющиеся цветочки. В качестве подложки выступает тонкий хлопок. А иранский ковер, сочетающий оттенок слоновой кости и голубой цвет, это давно уже визитка Наина.
- Для европейцев популярными считаются производимые в Габе «килимы». Эта продукцияв половину дешевле, а узор красив с обоих сторон. Даже с тыльной стороны здесь произведение искусства. Расходным материалов в данном случае выступает шерстяная нить, которую окрашивают неравномерно. Это необычный орнамент с непривычным нам сочетанием цветов, но по меньшей стоимости.
Как отыскать ручную работу?
- На «персе» ручного изготовления есть отметка «Hand made».
- Машинная вязка предполагает надпись «mashine made».
- По дизайну лицевая и тыльная стороны имитируют друг друга.
- На ковре ручного исполнения бахрома не прошивается.
- Могут иметься дефекты, к примеру, несимметрический узелок или же неровность вязки. Это нормально, ведь работает человек, а не машина.
- Ворс может быть шерстяным, шелковым или же хлопковым. Главное, что материал натурального происхождения.
- Отсутствие машинной стежки на месте скрепления основания полотна и кистей.
- Различия оттенков одного и того же тона.
- Мастера оставляют на ковре надпись. Они выполняют ее у бахромы.
- Может изображаться иранский флаг или государственная принадлежность.
- Но если таких отличительных признаков нет, это еще не означает, что продукция некачественная.
- Изделие с легко выдирающимися ворсинками свидетельствует от применении машинной техники исполнения.
- Обращайте внимание на то, чтобы персидское изделие не отличалось сухостью и бледностью.
Важно! Можно наглядно проверить качество вязки шерстяного полотна. На протяжении пары минут потрите поверхность. При этом ворс может лезть только первоначально. На второй и последующий разы он не должен оставаться у вас на руках.
- Шелковый иранский ковер в качественном исполнении имеет подложку из этого же материала, а не из хлопковых нитей.
- Если поджечь шелковую ворсинку, она должна свернуться в комок и выделять запах, как при горении волоса.
- Шелковое полотно при смене освещения и ракурса взгляда должно переливаться, меняя цвет и оттенок.
Это говорилось исключительно об элитных персидских коврах. Но есть продукция и более дешевая. Она может производится из натуральных волокон, но хуже по качеству. В данном случае все зависит исключительно от финансовых возможностей. Ведь есть изделия, которые стоят сотни тысяч условных единиц.
Уход за иранскими полотнами
Даже с учетом того, что иранские полотна характеризуются долговечностью и простотой в уходе, никто не застрахован от возможности появления загрязнений. К примеру:
- пыль, песок и прочие твердые частицы, которые, попадая в структуру изделия, способствуют повреждению ворса;
- частички жира, витающие в воздухе, оседая на ворсинках, делают изделие блеклым и многое другое.
- Во избежание преждевременной порчи материала, стоит соблюдать некоторые правила по уходу за «персом». А именно:
- не рекомендуется хранение и расположение изделия в помещении с высоким уровнем влажности и с наличием токсических химвеществ;
- запрещено на персидский шерстяной ковер ставить элементы мебели и декора с острыми металлическими ножками;
- чтобы предотвратить неравномерное изнашивание коврового ворса, специалисты рекомендуют его иногда поворачивать;
- производить сушку шерстяных изделий рекомендуется исключительно естественным способом. Применять приборы с теплым или холодным воздухом нельзя.
- не забывайте, что ковры важно пылесосить еще и с изнанки;
- удаление пролитых веществ в жидкой форме должно происходить моментально во избежание впитывания влаги.
Влажная очистка
Полотна ручной работы обязательно очищать методом влажной уборки. И даже в то время, когда в принципе надобности нет. Дело в том, что ворс сам по себе впитывает пыль, грязь и другие частички, витающие в воздухе. Мы ведь не живем в вакууме.
Перед тем как приступать к влажной уборке коврового изделия, рекомендуется его тщательно вычистить пылесосом. Чистить полотно необходимо специализированными моющими средствами для продукции ручной работы.
Важно! Строго запрещено в процессе чистки персидского ковра использование жестких щеток. Причем не стоит производить движения против ворса.
Влажная очистка предполагает использование пенообразующего шампуня, защищающего изделие от промокания. Важно выбирать специальное средство для ковров. В противном случае может появиться липкая пленка, что только навредит полотну ручной работы. Поскольку «перс» — продукция дорогостоящая, нельзя экономить и на моющем веществе. Просто недопустимо испортить такой шедевр некачественным шампунем.