Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта
При выборе ковра возникают трудности с выбором производителя и характеристиками изделий. Отдельные покупатели останавливают свой взгляд на образцах производства Индии, Турции, других стран оставляя без внимания тот факт, что дагестанские ковры ручной работы по многим параметрам находятся на равной, а иногда и более высокой ступени, а уровень мастерства людей, которые их изготавливают, изумляет. Ковер из Дагестана привносит в дом доброту и умиротворение на долгие годы. Цветовое сочетание располагает к воспоминаниям о родном крае, каким он ни был, и где бы ни находился.
История создания ковров
Ковроделие в Дагестане имеет глубокие исторические корни, и считается одним из ведущих художественных ремесленных искусств. Без преувеличения можно утверждать, что преобладающие большинство женщин республики, между работами, связанными с выращиванием плодоносящих растений, занимаются ручным рукоделием и ткачеством уникальных изделий.
Неправильно считать, что в начале своей истории ковры создавались как атрибут роскоши. На самом деле исторически сложилось, что народы восточных регионов вели кочевнический образ жизни. Вот главные особенности, сопровождающие такой стиль жизни:
- небольшой объем возимых с собой вещей для обустройства временных жилищ и зимников, который помещался на несколько лошадей или повозку;
- перемены горной погоды, неожиданная смена ветра, спонтанное возникновение дождевых фронтов – все это обуславливало жизненную необходимость быстрого обустройства жилища;
- перепады климата (холод, жара) требовали надежного сохранения тепла в жилище, а ковры прекрасно справлялись с этими задачами.
Точно установлено, что первые ковры сильно отличались от современных образцов. Связано это с тем, что пришествием времени, помимо перечисленных функций, люди стали использовать дагестанские ковры как предмет роскоши. К ним начали относить изделия с особыми изобразительными элементами и высшими качественными характеристиками. Люди, облаченные властными полномочиями, окружали себя именно такими изделиями.
История утверждает, что прочность и качество ковра, который изготовлен дагестанскими мастерами проверялось в три этапа:
- на первом по новому ковру пускали табун лошадей, зачастую неоднократно;
- на втором изделие выставляли под палящие горное солнце и держали на воздухе несколько дней;
- на последнем этапе опускали в воды горной реки и ждали 3-4 часа.
Если ковровый покров выдерживал испытания достойно, не менял цвет и форму, то работы такого мастера ковроделия оценивались, в высшей степени положительно и стоили очень дорого. Остается только сожалеть, что в наше время такие зрелищные и беспощадные испытания ковровые изделия не проходят.
Классификация дагестанских ковров
Техники исполнения дагестанских ковров ручного производства разделили их на три вида: войлочные, без ворса и ковровые изделия с ворсовой поверхностью.
- В отдельных районах Дагестана войлочный ковер – обязательный атрибут приданного невесты. Рисунок представляет собой череду орнаментов в виде фигур, напоминающих геометрические. Изготовляют войлок по старинной технологии. Ранее заготовленная шерсть обрабатывается горячей водой, размещается на циновке и вместе с ней скручивается ручным способом. Операция повторяется до достижения нужного результата – уменьшения толщины в восемь и более раз. Применяется метод горячего нанесения цвета на заготовку. Впоследствии по трафарету врезают разные цвета войлочной плоскости друг в друга, тщательно сшивают. Так на конечном этапе получается два ковра с обратным конечным видом цвета.
- Один из самых распространенных безворсовых ковров называют «сумах». Изготавливается он и в отдельных районах Азербайджана. Такие изделия представляют художественную ценность. Используются они для покрытия поверхности пола. Благодаря плотности плетения практически не вбирают в себя пыль и мелкие частицы мусора, успешно отсекают холод от поверхности земляного или другого необогреваемого основания. Одновременно такой ковер мягок и пружинист. До сегодняшнего дня в дагестанских семьях он считается обязательным атрибутом. В древние времена один ковер сумах стоил доброго коня или кормилицы – коровы. Изображение, наносимые на поверхность, представляют собой геометрические фигуры (ромбы, квадраты, треугольники, полосы).
К безворсовым изделиям относят дагестанские ковры типа килима, сумахи или циновок. Первые представляют собой паласы, плетение которых осуществлено полосами разных цветов. Из сырья используют хлопок, шерстяную и переработанную конопляную основу. Вторые отличают – нанесение рисунков более сложных, чем на килимах, геометрически правильных орнаментов контрастного цвета. Подобное построение изображений используют на носимых сумках. Циновки изготовляли для использования в роли отдельных изделий или чтобы прокладывать по основные ковровые прорытия. В качестве основания при изготовлении применяют грубую без нанесения цвета шерсть или хлопковую нить, при этом наносят рисунок вплетением окрашенной шерстяной пряжи. Золотые цвета фона изделия наполняют темно-синими рисунками с красным обрамлением.
3. Рисунок ворсовых ковров состоит из бордюра и центральной части. Узоры применяются очень сложные. Фон синий или темно-красный. Рисунки – стилизованные изображения растений, животных, человека.
Важно! Практика показывает, что ковры одного типа, но изготовленные в разных районах Дагестана, имеют оформительские отличия. Выбирая изделие для дома стоит опираться на личные ощущения и преобладающие цвета дизайна помещения, в котором предполагается его размещение.
Приобретение ковра
Выбирая дагестанский ковер, обратите внимание на способ плетения – ручной или с применением автоматизированных устройств. Погоня за прибылью привела к тому, что продавцы предлагают товар по цене ручной работы, не имея на то должных оснований. Характерными признаками дагестанского ковра ручной работы принято считать:
- Присутствие на изделии бахромы, которая продолжает основу ковра. В отдельных случаях бахрома подшивается к внутренней стороне изделия. При изготовлении автоматизированным способом бахрома подшивается отдельно.
- Обработка кромки ковра. Оверлок при автоматизированном изготовлении оставляет ровные стежки с одинаковой затяжкой, в случае ручной работы есть отдельные непохожести стежков.
- Узлы связывания ниток на обратной стороне ковра. При автоматизации они отсутствуют.
- Идентификация изделия. В отдельных изделиях, которые создавались вручную, по центру бахромы может стоять вплетенная подпись мастера. Заводские изделия клеймятся или на них нашиты предусмотренные законом бирки.
- Эффект разной степени окрашенности нити. Возникает при создании дагестанских ковров в сельских условиях. Одновременное окрашивание нужного количества нити не происходит, в результате – нить имеет один цвет, но представленный разными оттенками.
- Ручная работа характеризуется присутствием небольших недостатков ковровой поверхности и неоднородности нанесенного рисунка. Мастера изготовляют одни ковер длительное время, за которое возникновение небольшого недочета вполне допустимо, при автоматизированном производстве такие дефекты исключены.
- Характеристика материалов, использованных при изготовлении ковра. Для ручной работы в большей степени используют натуральное сырье. Присутствие в структуре изделия акрила и других полимеров свидетельствует о машинной работе.
Важно! При покупке дагестанского ковра ручной работы, правильным считают проконсультироваться в нескольких торговых точках. Нелишне услышать мнение о товаре по отзывам покупателей. Учитывая ценность приобретения, при сомнениях в качестве товара и методе изготовления, покупку лучше отложить.
Приобретая дагестанский ковер ручной работы, владелец дома сознательно создает атмосферу мира и доброй семейной обстановки. Неоднократно подтвержденная культурная ценность этих изделий превращает простое размещение ковра на полу или стене к в привнесение в дом части истории и древних ценностей. Изготовленный в ручную, ковер служит многим поколениям, напоминая при этом о традициях народа. Вместе с тем, при наступлении тяжелых времен, реализация такого предмета интерьера поможет решить временные финансовые трудности.