Дагестанские ковры ручной работы как предмет обихода и подтверждения достатка владельцев
Крупнейший сайт о
напольных покрытиях

Дагестанские ковры – дополнение интерьера для создания атмосферы тепла и уюта

При выборе ковра возникают трудности с выбором производителя и характеристиками изделий. Отдельные покупатели останавливают свой взгляд на образцах производства Индии, Турции, других стран оставляя без внимания тот факт, что дагестанские ковры ручной работы по многим параметрам находятся на равной, а иногда и более высокой ступени, а уровень мастерства людей, которые их изготавливают, изумляет. Ковер из Дагестана привносит в дом доброту и умиротворение на долгие годы. Цветовое сочетание располагает к воспоминаниям о родном крае, каким он ни был, и где бы ни находился.

Уникальный рисунок ковра

История создания ковров

Ковроделие в Дагестане имеет глубокие исторические корни, и считается одним из ведущих художественных ремесленных искусств. Без преувеличения можно утверждать, что преобладающие большинство женщин республики, между работами, связанными с выращиванием плодоносящих растений, занимаются ручным рукоделием и ткачеством уникальных изделий.

Неправильно считать, что в начале своей истории ковры создавались как атрибут роскоши.  На самом деле исторически сложилось, что народы восточных регионов вели кочевнический образ жизни. Вот главные особенности, сопровождающие такой стиль жизни:

  • небольшой объем возимых с собой вещей для обустройства временных жилищ и зимников, который помещался на несколько лошадей или повозку;
  • перемены горной погоды, неожиданная смена ветра, спонтанное возникновение дождевых фронтов – все это обуславливало жизненную необходимость быстрого обустройства жилища;
  • перепады климата (холод, жара) требовали надежного сохранения тепла в жилище, а ковры прекрасно справлялись с этими задачами.
Традиционный рисунок

Точно установлено, что первые ковры сильно отличались от современных образцов. Связано это с тем, что пришествием времени, помимо перечисленных функций, люди стали использовать дагестанские ковры как предмет роскоши. К ним начали относить изделия с особыми изобразительными элементами и высшими качественными характеристиками. Люди, облаченные властными полномочиями, окружали себя именно такими изделиями.

История утверждает, что прочность и качество ковра, который изготовлен дагестанскими мастерами проверялось в три этапа:

  • на первом по новому ковру пускали табун лошадей, зачастую неоднократно;
  • на втором изделие выставляли под палящие горное солнце и держали на воздухе несколько дней;
  • на последнем этапе опускали в воды горной реки и ждали 3-4 часа.

Если ковровый покров выдерживал испытания достойно, не менял цвет и форму, то работы такого мастера ковроделия оценивались, в высшей степени положительно и стоили очень дорого. Остается только сожалеть, что в наше время такие зрелищные и беспощадные испытания ковровые изделия не проходят.

Классификация дагестанских ковров

Техники исполнения дагестанских ковров ручного производства разделили их на три вида: войлочные, без ворса и ковровые изделия с ворсовой поверхностью.

  1. В отдельных районах Дагестана войлочный ковер – обязательный атрибут приданного невесты. Рисунок представляет собой череду орнаментов в виде фигур, напоминающих геометрические. Изготовляют войлок по старинной технологии. Ранее заготовленная шерсть обрабатывается горячей водой, размещается на циновке и вместе с ней скручивается ручным способом. Операция повторяется до достижения нужного результата – уменьшения толщины в восемь и более раз. Применяется метод горячего нанесения цвета на заготовку. Впоследствии по трафарету врезают разные цвета войлочной плоскости друг в друга, тщательно сшивают. Так на конечном этапе получается два ковра с обратным конечным видом цвета.
Фрагмент изделия
Войлочное изделие
Различное исполнение изделий

  1. Один из самых распространенных безворсовых ковров называют «сумах». Изготавливается он и в отдельных районах Азербайджана. Такие изделия представляют художественную ценность. Используются они для покрытия поверхности пола. Благодаря плотности плетения практически не вбирают в себя пыль и мелкие частицы мусора, успешно отсекают холод от поверхности земляного или другого необогреваемого основания. Одновременно такой ковер мягок и пружинист. До сегодняшнего дня в дагестанских семьях он считается обязательным атрибутом. В древние времена один ковер сумах стоил доброго коня или кормилицы – коровы. Изображение, наносимые на поверхность, представляют собой геометрические фигуры (ромбы, квадраты, треугольники, полосы).
Безворсовое изделие
Орнаменты ковров
Многообразие изделий

К безворсовым изделиям относят дагестанские ковры типа килима, сумахи или циновок. Первые представляют собой паласы, плетение которых осуществлено полосами разных цветов. Из сырья используют хлопок, шерстяную и переработанную конопляную основу. Вторые отличают – нанесение рисунков более сложных, чем на килимах, геометрически правильных орнаментов контрастного цвета. Подобное построение изображений используют на носимых сумках. Циновки изготовляли для использования в роли отдельных изделий или чтобы прокладывать по основные ковровые прорытия. В качестве основания при изготовлении применяют грубую без нанесения цвета шерсть или хлопковую нить, при этом наносят рисунок вплетением окрашенной шерстяной пряжи. Золотые цвета фона изделия наполняют темно-синими рисунками с красным обрамлением.

Килим

Яркие краски
Табасарские ковры

3. Рисунок ворсовых ковров состоит из бордюра и центральной части. Узоры применяются очень сложные. Фон синий или темно-красный. Рисунки – стилизованные изображения растений, животных, человека.

Важно! Практика показывает, что ковры одного типа, но изготовленные в разных районах Дагестана, имеют оформительские отличия. Выбирая изделие для дома стоит опираться на личные ощущения и преобладающие цвета дизайна помещения, в котором предполагается его размещение.

Приобретение ковра

Выбирая дагестанский ковер, обратите внимание на способ плетения – ручной или с применением автоматизированных устройств. Погоня за прибылью привела к тому, что продавцы предлагают товар по цене ручной работы, не имея на то должных оснований. Характерными признаками дагестанского ковра ручной работы принято считать:

  1. Присутствие на изделии бахромы, которая продолжает основу ковра. В отдельных случаях бахрома подшивается к внутренней стороне изделия. При изготовлении автоматизированным способом бахрома подшивается отдельно.
Обрамление ковра

  1. Обработка кромки ковра. Оверлок при автоматизированном изготовлении оставляет ровные стежки с одинаковой затяжкой, в случае ручной работы есть отдельные непохожести стежков.
  2. Узлы связывания ниток на обратной стороне ковра. При автоматизации они отсутствуют.
  3. Идентификация изделия. В отдельных изделиях, которые создавались вручную, по центру бахромы может стоять вплетенная подпись мастера. Заводские изделия клеймятся или на них нашиты предусмотренные законом бирки.
  4. Эффект разной степени окрашенности нити. Возникает при создании дагестанских ковров в сельских условиях. Одновременное окрашивание нужного количества нити не происходит, в результате – нить имеет один цвет, но представленный разными оттенками.
  5. Ручная работа характеризуется присутствием небольших недостатков ковровой поверхности и неоднородности нанесенного рисунка. Мастера изготовляют одни ковер длительное время, за которое возникновение небольшого недочета вполне допустимо, при автоматизированном производстве такие дефекты исключены.
  6. Характеристика материалов, использованных при изготовлении ковра. Для ручной работы в большей степени используют натуральное сырье. Присутствие в структуре изделия акрила и других полимеров свидетельствует о машинной работе.

Важно! При покупке дагестанского ковра ручной работы, правильным считают проконсультироваться в нескольких торговых точках. Нелишне услышать мнение о товаре по отзывам покупателей. Учитывая ценность приобретения, при сомнениях в качестве товара и методе изготовления, покупку лучше отложить.

Плетение

Приобретая дагестанский ковер ручной работы, владелец дома сознательно создает атмосферу мира и доброй семейной обстановки. Неоднократно подтвержденная культурная ценность этих изделий превращает простое размещение ковра на полу или стене к в привнесение в дом части истории и древних ценностей. Изготовленный в ручную, ковер служит многим поколениям, напоминая при этом о традициях народа.  Вместе с тем, при наступлении тяжелых времен, реализация такого предмета интерьера поможет решить временные финансовые трудности.

Средняя оценка
оценок более 0
Поделиться ссылкой
Комментарии Коментариев пока нет, но вы могли бы быть первым...
Adblock
detector